Введение в проблему:
Зачем врачу знать об управлении в живых системах?
Медицина как часть здравоохранения – это практика, направленная на управление здоровьем.
Управлять любой системой или процессом можно лишь через те механизмы, которые используются в этой системе, лишь используя «язык» самой системы. Иначе вы либо не добьётесь своей цели, либо повредите систему.
Поэтому, чтобы ЛЕЧИТЬ человека, врач обязан очень хорошо понимать следующее:
1) Что из себя представляет человек, «как он устроен»;
2) Как организм человека обеспечивает управление (регуляцию), чем определяется состояние здоровья человека;
3) Что происходит с этими механизмами в условиях болезни, почему и как развиваются болезни.
Только после ответа на эти вопросы можно браться за лечение.
Врач должен иметь не только общие ответы на перечисленные вопросы, но и уметь разобраться с ними применительно к каждому пациенту.
Таким образом, для эффективной практической работы врачу необходимы три условия:
- Правильное представление о процессах, определяющих здоровье и болезнь («карта местности»).
Принято считать, что этому учат за годы обучения в медицинском институте – на «теоретических» предметах.
- Умение выявить нарушения этих процессов у данного пациента (умение читать «язык организма» и переводить его на язык «карты местности» — иными словами, «ставить диагноз»).
Этому должны обучать на «практических» предметах, «клинических дисциплинах».
- Предложить инструмент воздействия на эти процессы, помогающий вернуть их «в норму». Причём использовать механизмы, естественные для самого организма.
А вот с инструментами воздействия у медицины всегда были проблемы. Дело в том, что инструменты напрямую определяются «картой местности» — т.е. моделью, которую медицина использует для описания регуляции в организме, процессов здоровья и болезни. Неправильная карта означает заведомо неадекватные инструменты. При этом врач может поставить «правильный диагноз», только он будет иметь очень мало общего с реальными процессами, влияющими на ход болезни у данного пациента.
Таким образом, без правильной «карты местности» врачу никак не обойтись. Так вот, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЖИВЫХ СИСТЕМАХ – это своего рода универсальная карта местности, дающая представление о причинно-следственных связях в живых системах. Это – основа СИСТЕМНОГО ПОДХОДА к человеку.
Обладая системным подходом, зная принципы управления, врач сможет не только поставить правильный диагноз и назначить верное лечение, но и – что, может быть, ещё более важно, — навести порядок в своей собственной жизни и своём собственном здоровье.
Ну что, двигаемся дальше?
Перед вами – наброски к учебному курсу «Управление в живых системах».
01 ВВЕДЕНИЕ: Предмет курса «Управление в живых системах». Обсуждение терминов
02. Свойства живых систем, важные для управления
02-1. Уровни организации живых систем. Функциональные системы
02-2. Фрактальность живых систем. Выводы по свойствам живых систем
03. Общество как живая система: современные теории
03-1. Принципы работы здоровых живых систем
04. Анализ живых систем с точки зрения Достаточно общей теории управления
06.Теория перцептивного управления (Perceptual Control Theory, W.Powers)
07. Обзор инструментов управления живыми системами