Как и почему? Вопросы теории — начало

Введение в проблему:

Зачем врачу знать об управлении в живых системах?

Медицина как часть здравоохранения – это практика, направленная на управление здоровьем.

Управлять любой системой или процессом можно лишь через те механизмы, которые используются в этой системе, лишь используя «язык» самой системы. Иначе вы либо не добьётесь своей цели, либо повредите систему.

Поэтому, чтобы ЛЕЧИТЬ человека, врач обязан очень хорошо понимать следующее:

1) Что из себя представляет человек, «как он устроен»;

2) Как организм человека обеспечивает управление (регуляцию), чем определяется состояние здоровья человека;

3) Что происходит с этими механизмами в условиях болезни, почему и как развиваются болезни.

Только после ответа на эти вопросы можно браться за лечение.

Врач должен иметь не только общие ответы на перечисленные вопросы, но и уметь разобраться с ними применительно к каждому пациенту.

Таким образом, для эффективной практической работы врачу необходимы три условия:

  1. Правильное представление о процессах, определяющих здоровье и болезнь («карта местности»).

Принято считать, что этому учат за годы обучения в медицинском институте – на «теоретических» предметах.

  1. Умение выявить нарушения этих процессов у данного пациента (умение читать «язык организма» и переводить его на язык «карты местности» — иными словами, «ставить диагноз»).

Этому должны обучать на «практических» предметах, «клинических дисциплинах».

  1. Предложить инструмент воздействия на эти процессы, помогающий вернуть их «в норму». Причём использовать механизмы, естественные для самого организма.

А вот с инструментами воздействия у медицины всегда были проблемы. Дело в том, что инструменты напрямую определяются «картой местности» — т.е. моделью, которую медицина использует для описания регуляции в организме, процессов здоровья и болезни. Неправильная карта означает заведомо неадекватные инструменты. При этом врач может поставить «правильный диагноз», только он будет иметь очень мало общего с реальными процессами, влияющими на ход болезни у данного пациента.

Таким образом, без правильной «карты местности» врачу никак не обойтись. Так вот, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЖИВЫХ СИСТЕМАХ – это своего рода универсальная карта местности, дающая представление о причинно-следственных связях в живых системах. Это – основа СИСТЕМНОГО ПОДХОДА к человеку.

Обладая системным подходом, зная принципы управления, врач сможет не только поставить правильный диагноз и назначить верное лечение, но и – что, может быть, ещё более важно, — навести порядок в своей собственной жизни и своём собственном здоровье.

Ну что, двигаемся дальше?

Перед вами – наброски к учебному курсу «Управление в живых системах».

Структура курса:

01 ВВЕДЕНИЕ: Предмет курса «Управление в живых системах». Обсуждение терминов

02. Свойства живых систем, важные для управления

02-1. Уровни организации живых систем. Функциональные системы

02-2. Фрактальность живых систем. Выводы по свойствам живых систем

03. Общество как живая система: современные теории

03-1. Принципы работы здоровых живых систем

04. Анализ живых систем с точки зрения Достаточно общей теории управления

06.Теория перцептивного управления (Perceptual Control Theory, W.Powers)

07. Обзор инструментов управления живыми системами

Видеолекции по теме курса (версия 2013 года)